• +38 066 411-51-45

Холодное оружие - искусство или технология?

Несмотря на все более прогрессирующее развитие технологий в металлургической промышленности, и сегодня остается немало сфер деятельности где процессами обработки металла управляют не роботы и процессоры, а сам человек. Одним из таких направлений является изготовление холодного оружия, где наряду с современными технологиями тем не менее, в основном применяется ручной труд.

А качество конечного изделия зависит не только от исходного сырья и квалификации мастера, но и от секретов ремесла передающихся по наследству. Рассказать о тонкостях профессии оружейника и применяемых технологиях мы попросили потомственного мастера оружейника Олега Лесючевского.

Холодное оружие 

Когда речь идет о ножах, кортиках, саблях и прочих авторских изделиях всегда различают эксклюзивные изделия, которые в полной мере можно считать произведением искусства и относительно доступные для среднего потребителя изделия которые, тем не менее, по-своему уникальны, поскольку производятся не на производственных линиях, а выковываются и обрабатываются вручную, небольшими сериями по 5-10-15 экземпляров.

Внешне они могут быть похожи друг на друга, но, тем не менее, среди них нет двух совсем одинаковых. К каждому изделию приложен ручной труд. Некоторые лезвия правда делаются по шаблону. То же можно сказать и о рукоятках. Гарда и упор обычно изготавливаются методом литья. Шаблонов лезвий у мастера оружейника может быть достаточно много, но не все они востребованы единовременно.

В процессе производства изделия последовательно проходят один и тот же цикл обработки. Имеет здесь место и такое понятие как фиктивная работа, например высыхание клея и тому подобное. В то же время выставочные экземпляры могут изготавливаться и несколько месяцев и делаться строго индивидуально. В оружейном деле, есть и своя мода. Мода на форму рукояти, форму лезвия, тип отделки. Это требует от мастера искать новые формы которые соответствуют духу времени.

О технологии

Для производства подобного рода изделий нужны не только заводские технологии и прокатное оборудование. Необходимо так же кузнечное оборудование индивидуального применения, горны, меха, литниковые устройства, точильные станки разного назначения и мощности, Нужны муфельные печи для дополнительной закалки металла, фрезерный станок для роспуска заготовок. Основные работы производятся на точильных станках с большим диапазоном жесткости абразивных дисков и как правило большого диаметра. При этом никаких креплений кронштейнов подставок не применяется. Все это только опыт и набитая рука мастера. Ряд мастеров особенно на стадии заточки ножей применяют ленточные гриндеры, но это дело вкуса и выбирается строго индивидуально.

Высокие технологии типа плазменной или лазерной обработки здесь не применяются. Наибольшее значение имеет правильно откованная заготовка. Пластина должна иметь правильную геометрию, не иметь фабричного или кузнечного брака. Без грамотного сырья нет смысла даже начинать работу. Опытный мастер даже по первой искре от камня может понять каково качество материала и как он поведет себя в работе. при этом желательно так же иметь постоянных поставщиков у которых есть опыт и которые могут гарантировать стабильное качество. Хорошая заготовка не дешевая вещь.

Ее стоимость от 50 У.е и до нескольких сотен. Отсюда и высокая цена изделий. Для закалки Говорит О. Лесичевский применяются муфельные печи с электронным контролем температуры. где ее можно выдерживать с точностью до градуса. При этом нихромовые нити могут давать в печи температуру до 950 градусов, вольфрамовые то и до 1300.. Для сплавов типа 95Х-18 это практически температура закалки, в том смысле, что закаливание ее происходит при медленном остывании на открытом воздухе без принудительного охлаждения. Для дамасской же стали используется зонная закалка в масляной ванне. Рукоятки из твердых сортов дерева так же преимущественно делаются на точильных станках с лепестковыми кругами.

О металле

Далеко не все марки стали пригодны для изготовления авторских ножей. Чаще всего это такие сплавы как 110-Х18, 95-Х18 или Х12МФ.Буква «Х» обозначает присутствие хрома, и значит это нержавеющая сталь. В то же время классический дамаск ржавеет, и потому требует более тщательного ухода. Поэтому часто такие ножи позиционируются как полочные изделия ориентированными более на имидж владельца. В отличии от него такие стали как Х12-мф, значительно меньше подвержены окислению и обладают улучшенными режущими характеристиками.. Кстати, что касается дамасской стали, то и в древние времена и сегодня под этим понятием подразумевается клинок полученный путем кузнечной сварки между собой нескольких слоев металла, каждый из которых обладает своими свойствами. Одни их этих слоев отличаются высокой твердостью, другие большей пластичностью. Будучи скованными, вместе в итоге дают клинок одновременно твердый, хорошо режущий и в то же время не хрупкий, способный противостоять значительному усилию на удар или на излом.

Мы - говорит Олег, берем для своих ножей не фабричный металл вышедший с завода, а заказываем заготовки у частных кузнецов работающих именно в ножевом направлении и имеющих свои наработки в технике ковки и закалки.

Это могут быть сложные и редкие заготовки, такие как мозаичный дамаск или торцевой вар. В этом случае каждое лезвие куется индивидуально. Хотя достигается при этом не столько особое качество, сколько чисто декоративная функция. поскольку рисунок на таких лезвиях будет выглядеть совершенно по-разному.

Обычно же используется классический крученый, или «нарезанный» дамаск, который надежен и не повышает в разы стоимость изделия. Современный дамаск по мнен6ию мастера по своим характеристикам намного выше чем, тот о котором слагались легенды. Все же 2 тысячелетия металлургия не стояла на месте и в средние века нельзя было в принципе добиться того качества которое возможно при современных технологиях.

В то же время дамаск и не менее известный булат координально разные виды стали и готовятся они совершенно по-разному. Дамаск готовят из готовых марок стали, а булат варят специальным составом Когда варится булат- находящиеся в тигле металлы плавятся неодинаково и между ними не происходит совершенного смешения. Отдельные частицы их располагаются вперемешку, но при этом каждая из них видна по особому оттенку. Называется это фаранд. Химически булат отличается от стали и количественным содержанием углерода. По этому показателю он близок к чугунам, но физически сохраняет ковкость низкоуглеродистых сталей и ощутимо превосходит последние по твёрдости после закалки. Его особенность, это мягкая матрица с твердыми карбидами металла. Таким образом метал выходит не слоеный как дамаск, а как бы зернистый, а твердые карбиды соединены между собой относительно мягким металлом.

О качестве и надежности

Чтобы начать что- либо понимать в эксплуатационном качестве ножа или иного холодного оружия не лишне заглянуть в Интернет и посмотреть информацию которая там есть относительно сортов оружейной или инструментальной стали. Если же речь идет о штучных (авторских)ножах, имеет значение у какого мастера вы берете это изделие берем и какова его репутация на рынке. Мастеров оружейников на постсоветском пространстве не так много. Фамилии большинства из них известны среди ценителей, коллекционеров охотников.

И если имя этого мастера хорошо известно - в известной степени это гарантия качества, Авторитет в этой сфере зарабатывается годами и даже десятилетиями. Далеко не каждый может похвастаться, что его имя является брендом. Если же речь идет сугубо о качестве стали то некоторый тест на качество можно привести и в домашних условиях. Это так называемый тест на рез. В этом случае понадобится пеньковый канат. Правильно заточенный нож может перерезать пеньковый канат не менее 400 раз до того момента как его понадобиться точить снова.

Кроме того, критерием качества является не только марка стали но и геометрия лезвия. Более опытный специалист может оценить, насколько грамотно сделаны сводки, насколько симметрично лезвие, насколько точно выполнена соосность лезвия и рукоятки. Нет ли ухода лезвия в ту или иную сторону и нет ли скручивания по лезвию так называемого пропеллера. Насколько грамотно сделана полировка ровно ли сделаны грани, петляют они или все сделано безупречно.

В то же время существует немало абсурдных и не правильных в принципе методов оценки. Зачастую приходится слышать, что хороший нож должен рубить гвоздь при этом на нем не должно оставаться зазубрин, что при ударе двух лезвий лучше то которое осталось не поврежденным и тому подобное. Так вот эти эксперименты мы бы проводить не советовали. Дело в том что таким образом можно испортить даже очень хороший нож, да и вообще на данных пробах работает не столько физические свойства стали, сколько геометрия лезвия.

Толщина сводки, угол заточки и тому подобное. Если нож сделан с клиновидной заточкой и сведен полностью на нет, то рубанув им гвозди можно только испортить лезвие. Если встретятся два ножа у одного сводка 0-4мм-0,6 а у другого 1 мм. Ясно что второй нож пострадает меньше. Заблуждением является мнение, что существуют некие особые сорта стали которые повредить невозможно. Если из этой стали что либо делали, например, точили или ковали, значит ее в процессе обработки деформировали, а раз так следовательно ее можно деформировать и вторично. Но как правило авторские ножи служат десятилетиями. Иногда нам привозят на заточку ножи которые делались нами же 15-20 лет назад.

О назначении и безопасности

К сожалению не редки случаи неоднозначного отношения к подобного рода изделиям как среди обывателей так и среди правоохранительных органов. Все таки использование их в качестве оружия в принципе возможно. На практике же ножи такого уровня качества достаточно редко используют по прямому назначении. Слишком дорогое удовольствие.. Чаще это чисто витринное изделие. Нож который стоит 2-3 тысячи гривен жалко брать в поход открывать им консервы или разделывать тушу кабана. Эти проблемы можно решить намного дешевле. Очень часто такие изделия покупают в качестве подарка, поскольку это изделия практически не теряющие ценности со временем, равно как и своих качеств, если с ними обращаться правильно.

Эту точку зрения поддерживает и народный мастер Луганщины Александра Ткаленко: Производство оружия говорит матер сегодня имеет более художественную ценность нежели использование его по прямому назначению. Ведь даже относительно простой клинок изготавливается несколько недель, а эксклюзивное изделие украшенное редкими породами дерева, моржовой костью, драгоценными камнями может занять и пол года. И конечно же эти изделия не имеют боевого или даже охотничьего назначения.

Они сертифицированы как высокохудожественные сувенирные изделия конструктивно сходные с холодным оружием. Могу добавить, сказал мастер, что за все время, которое существует наш промысел, ни один человек не пострадал от сабли шашки или дорогого авторского ножа. Это и не удивительно. Едва ли взрослый человек в здравом уме и твердой памяти станет покупать нож за сотни или тысячи долларов для преступных целей. Согласно криминальной статистике более 90% всех ранений совершается первым попавшимся под руку ножом, то есть кухонным, но никак не авторским оружием. Эти изделия исключительно, для того чтобы радовать глаз, но ни в коем случае не для причинения вреда человеку.